Продолжим погружаться в особенности написания сценария. Как правило, сценарная деятельность основывается на «трех китах»: формирование замысла и выстраивание сюжетно-событийного ряда; сценарно-режиссерский ход и его образное решение; поиски способа подачи разнообразных средств выразительности и приемов активизации аудитории. Остановимся на содержании каждого из них более подробно.Замысел сценария – по В.И. Далю – «есть намерение, задуманное дело». Как начальная ступень работы над сценарием он состоит из следующих взаимосвязанных элементов: темы, идеи, проблемы, жанра программы, особенностей аудитории.В широком смысле «тема» рассматривается как круг жизненных проблем, явлений, событий и т.д. Но общую тему необходимо конкретизировать, найти у нее проблемный аспект, интересный данной аудитории, раскрыть поступки и характеры конкретных людей, знакомых и узнаваемых зрителями, используя для этого жизненные факты, их судьбы, местный материал. В основе информационно-дискуссионной программы всегда лежит реальное событие, реальная жизнь человека. Узнаваемость, жизненность, реальность той или иной ситуации заставляет зрителя сопереживать тому, что происходит в программе. Создать коллективное восприятие, коллективное внимание, коллективный интерес, активность, будь то веселое или драматичное весьма непросто. Идеей в свою очередь называется тот результат, который, по мнению сценариста, должен быть достигнут в ходе раскрытия той или иной проблемы. В идее выражена та мысль, которая будет созвучна с чувствами тех, кто придет на программу и кому она посвящается.Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.Внушить идею способом эмоционального воздействия, сопереживания и активного участия невозможно без художественно-образного решения сюжета сценария. Сюжет – это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме тему программы. Полностью выстроить сюжет – это разработать событийный ряд, его композиционное построение, судьбы людей, жизненные ситуации, объединенный глубокой внутренней связью отобранного разнофактурного материала.
Назад к списку
Заголовок статьи