Назад к списку

Заголовок статьи

 Продолжим погружаться в особенности написания сценария. Как правило, сценарная деятель­ность основывается на «трех китах»: формирование замыс­ла и выстраивание сюжетно-событийного ряда; сценарно-режиссерский ход и его образное решение; поиски способа подачи разнообразных средств выразительности и приемов активизации аудитории. Остановимся на содержании каждого из них более подробно.Замы­сел сценария – по В.И. Далю – «есть намерение, задуманное дело». Как начальная ступень работы над сценарием он состо­ит из следующих взаимосвязанных элементов: темы, идеи, проблемы, жанра программы, особенностей аудитории.В широком смысле «тема» рас­сматривается как круг жизненных проблем, явлений, событий и т.д. Но общую тему необходимо конкретизировать, найти у нее проблемный аспект, интересный данной аудитории, рас­крыть поступки и характеры конкретных людей, знакомых и узнаваемых зрителями, используя для этого жизненные факты, их судьбы, местный материал. В основе информационно-дискуссионной программы всегда лежит реальное событие, реальная жизнь человека. Узнаваемость, жизненность, реальность той или иной ситуа­ции заставляет зрителя сопереживать тому, что происходит в программе. Создать коллективное восприятие, коллективное внимание, коллективный интерес, активность, будь то весе­лое или драматичное весьма непросто. Идеей в свою очередь называется тот результат, который, по мнению сценариста, должен быть достигнут в ходе раскрытия той или иной проблемы. В идее выражена та мысль, которая будет со­звучна с чувствами тех, кто придет на программу и кому она посвящается.Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.Внушить идею способом эмоционального воздействия, со­переживания и активного участия невозможно без художественно-образного решения сюжета сценария. Сюжет – это сумма событий (элементов), связанных в определенной пос­ледовательности и раскрывающих в намеченном объеме тему программы. Полностью выстроить сюжет – это разработать событийный ряд, его композиционное построение, судьбы людей, жизненные ситуации, объединенный глубокой внут­ренней связью отобранного разнофактурного материала.